Казанский авиационный институт: запуск музея Ту-144 обойдется в 150 млн рублей (ТАСС)

19.04.2019
[image]

Казанский авиационный институт (КНИТУ-КАИ) привлек для создания музейно-образовательного комплекса на базе первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 порядка 37,5 млн рублей. Для запуска проекта необходимо еще свыше 100 млн рублей, сообщил в пятницу корреспонденту ТАСС ректор вуза Альберт Гильмутдинов.

«Суммарно мы уже вложили в этот проект 37,5 млн рублей. Примерно около 50 млн рублей будет стоить прилегающее здание, плюс вся внутренняя начинка будет стоить примерно столько же. В общей сложности, по нашим оценкам, реализация проекта обойдется в сумму порядка 150 млн рублей», — сказал он.

На первый этап создания музейно-образовательного комплекса привлекались средства в виде грантов из различных фондов. Так, порядка 9 млн рублей вуз получил из Фонда президентских грантов. Часть средств университет получил через краудфандинг и благотворительные акции, к примеру — «Щедрый вторник», когда сотрудники вуза направляли свою однодневную зарплату в фонд музея. Также вуз выиграл грант Росмолодежи на создание интерактивного музейного квеста, разработка которого находится в завершающей стадии.

«Мы подали новую заявку в Фонд президентских грантов, в Благотворительный фонд Потанина, в «Росмолодежь», с министерством просвещения активно работу ведем. Мы надеемся и ждем поручения президента страны по итогам его визита в Казань, оно должно быть прописано отдельно, в общем работа идет», — добавил Гильмутдинов.

Ранее во время визита президента РФ Владимира Путина в Казань и его встречи с представителями общественности ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов озвучил предложение создать музей и попросил поддержки у главы государства. Владимир Путин поддержал идею и пообещал, что обговорит с коллегами этот вопрос. Президент напомнил, что Ту-144 «был очень хорошим проектом ХХ века, говорил о реальных достижениях Советского Союза».

Образовательный комплекс

В 2017 году самолет установили рядом с одним из корпусов университета. Сам музейно-образовательный комплекс будет состоять из двух объектов — непосредственно борта Ту-144 и отдельно стоящего здания. Сейчас команда ведет активную работу над проектом здания, в нем планируется разместить крупногабаритные экспонаты, в том числе двигатель самолета. По словам Гильмутдинова, разработанный проект в ближайшее время будет направлен на утверждение президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Университет в данный момент активно работает над наполнением музейно-образовательного комплекса интерактивными экспонатами. По планам разработчиков концепции, каждый экспонат будет уникальным образовательным мини-комплексом. «Например, какой-то экспонат будет демонстрировать физику полета, какой-то экспонат будет демонстрировать пробивание сверхзвукового барьера самолета, какой-то — объяснять принцип работы реактивного двигателя», — отметил Гильмутдинов.

Предполагается, что на базе самолета будет создана федеральная площадка инженерной направленности для детей со всей страны. Идея заключается в том, чтобы запустить специальные инженерные школы для детей из Татарстана и других регионов России. «Пропускная способность этого образовательного комплекса — до 30 тыс. детей в год. Это первая цель проекта — обучать детей, используя «вау-эффект», для современной молодежи это очень важно», — считает ректор института.

В самолете на деньги президентского гранта уже восстановили кабину пилота, на его базе установлен симулятор полетов. Таким образом, каждый попавший в кабину посетитель музея сможет попробовать «поднять» самолет в воздух. «Это достаточно реалистично, я сам пробовал, это круто», — признается ректор.

Помимо работы со школьниками вуз также намерен обучать на площадке музея своих студентов. К примеру, двигатель самолета Ту-144 планируется представить в разрезе, приводя отдельные его части в движение. Гильмутдинов считает, что это позволит на более высоком уровне использовать музей в качестве обучающего комплекса для будущих инженеров. «Это уникальный двигатель, который огромной 90-тонной махине позволяет развивать сверхзвуковые скорости», — говорит он.

Уникальный музей

Таких музеев на базе сверхзвукового пассажирского самолета нет ни в одной стране мира, уверяет собеседник агентства. Есть музей авиации под открытым небом в немецком Зинсхайме, где стоят советский Ту-144 и франко-британский «Конкорд», но в них нет интерактивного элемента. По мнению ректора вуза, у проекта есть международный туристический потенциал.

Изначально была идея открыть музей к первому к 50-летию со дня первого полета Ту-144, который отмечался 31 декабря 2018 года. В вузе, однако, решили не торопиться и не форсировать процесс создания музея, чтобы сделать его качественно.

«Сейчас вторая такая дата, к которой хотелось бы все-таки приурочить открытие этого комплекса — это открытие мирового турнира WorldSkills. Ведь в Казань приедут представители, в том числе, высокотехнологичных профессий со всего мира. Идея заключается в том, чтобы показать всему миру на примере действующего экспоната Ту-144 техническую, инженерную мощь нашей страны. Потому что вне всякого сомнения Ту-144 — это первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, все эксперты сходятся на том, что это одна из вершин инженерной мысли XX века», — подчеркнул Гильмутдинов.

Метки: , , ,